Родители часто стимулируют рублем не только двоечников — в надежде, что те станут лучше учиться, — но и отличников. Дескать, на тебе, сынок, премию за хорошие отметки. Однако исследования показывают, что ребенок после этого может… потерять интерес к учебе. Оказывается, излишнее вознаграждение деятельности, которой чадо и так занимается с удовольствием, отбивает желание делать это дальше. Поэтому, утверждают психологи, все должно быть в меру, даже поощрение. Ведь на работе ценным сотрудникам никто не выписывает премии каждую неделю — в лучшем случае раз в квартал.
У отличников тоже должен быть стимул для развития.
Еще одна ошибка — культивировать в ребенке чувство вины, чтобы заставить его учиться: «Мало того что нас бросил твой отец, так еще, и ты огорчаешь меня своими двойками». Ребенок не виноват, что кто-то кого-то бросил.
Уроки — это интересно
А вот что делать нельзя — заставлять чадо учиться угрозами и запретами. Они сработают лишь на время. С подростком же вообще такие штуки не пройдут: «Не отпускаешь меня на футбол? Тогда я завтра школу прогуляю! Поставьте себя на его место: будете ли вы делать что-нибудь с удовольствием по принуждению? Вот и ребенок должен сам захотеть учиться. А задача родителей — его направить и поддержать.
- Мотивация, штука тонкая. Сегодня сын или дочь проснулись с твердым желанием начать с понедельника новую жизнь, но первая же неудача, допустим трояк по русскому или замечание учителя, могут свести мотивацию к нулю. Нужно подбадривать чадо и не ждать мгновенных результатов.
- Не делайте уроки за него. Многим родителям проще решить за дочь задачку по алгебре или написать за сына сочинение, чем вдалбливать им задание. Но вскоре ребенок привыкнет к такому положению вещей и даже не будет пытаться делать уроки самостоятельно.
- Зевает от скуки? Сделайте занятие веселым, динамичным и нестандартным.
- Например, если у дочери пробелы по истории, отведите ее в исторический музей — увидев экспонаты, она лучше запомнит даты и события. Сын не хочет читать классику? Купите билет в театр — после спектакля ему наверняка захочется прочесть книгу.
- Чаще интересуйтесь жизнью ребенка. Не отметками, а именно жизнью: что ему нравится, что беспокоит, с кем дружит… Он должен чувствовать, что мама с папой его любят независимо от оценок. Это вселит в него уверенность в своих силах. А уверенность поможет в учебе.
- Хвалите ребенка за достижения. Подтянулся на турнике 10 раз, а месяц назад мог только пять — молодец; в контрольной не сделал ни одной ошибки — снова молодец. А вот хвалить просто так: «Ты у меня самый умный, просто вундеркинд» — не стоит. Иначе у «вундеркинда» разовьется звездная болезнь, и он не будет прилагать усилий к дальнейшему развитию.
- Критикуйте действия ребенка, а не его самого. Никаких фраз из серии: «Ты бездарь, тупица, двоечник» — быть не должно. Равно как и сравнений с другими детьми. Иначе самооценка опустится, и он станет учиться еще хуже.
- Не превращайте детскую в филиал магазина игрушек — пусть ребенок растет в условиях небольшого дефицита. Это стимулирует развитие творческого начала: чадо поймет, что дома можно строить не только из дорогого конструктора, но и, например, из подушек, бочонков от лото и т. п.
Интересное: